Почему надо почитать журнал НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ № 3 2009 г.?
Готовясь к работе с воспитанниками летом, у вас возникает множество вопросов. На многие из них авторы номера предлагают свои ответы.
Все начинается с юридических тонкостей: вы работаете, вам доверены жизнь и здоровье школьников. Кстати, вся летняя компания по организации отдыха детей связана с реализацией их права на отдых и оздоровление. Какие еще юридические документы определяют вашу деятельность летом? Как реализуются государственные гарантии? Что обязательно надо знать при работе с детьми в области документального обеспечения – эти проблемы рассматриваются в статье Г. Яновской «Летняя оздоровительная компания» С. 25-31. Продолжает одну из самых «страшных» проблем – проблему правовой ответственности сотрудников детских летних лагерей С.Феклин (Правовая ответственность сотрудников летних детских лагерей, с. 100-104). А что, дети не несут никакой ответственности за свои поступки? Несут, если ваши действия правомочны, поскольку основная ответственность за несовершеннолетних – наша (см.: С.Феклин Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними детьми).
Что такое настоящий летний лагерь для детей? Нет, это не «концлагерь», где все ходят строем, выполняют чей-то план работы, отдыхают по расписанию и т.д. К сожалению, это то, что вы, скорее всего, увидите летом. Это неправильный лагерь, это пережитки прошлого (в лучшем случае). Смысл летнего отдыха для ребенка не состоит в том, чтобы «убить» время, а в том, чтобы продолжить свое развитие, стать умнее, здоровее, общительнее и т.д.! Ведь жизнь идет здесь и теперь и не откладывается на каникулы! Так какой же он - современный лагерь, где интересно? Примеры приводятся авторами: Б. Ярмахов, Е. Патаракин, В. Буров, С. Шустов «Летний цифровой лагерь: модель 1:1», с. 149-157, а также ссылки на интернет-ресурсы).
О. Малиновская «Логика лагерной смены: событийность и повседневность» (с. 206-213) рассказывает о том, что мы неоднократно обсуждали – о психологических и педагогических закономерностях развития временного детского объединения. Знания об этих закономерностях позволяют правильно спланировать деятельность, подобрать адекватные события, анализировать поведение воспитанников и делать прогнозы. Вожатым этой информации обычно не хватает. Оцените эту информацию, она может частично компенсировать ваш недостаточный профессиональный опыт общения с воспитанниками! Заодно воспользуйтесь советами С. Панченко «Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере» (с. 217-223).
Очень интересно описываются формы организации деятельности школьников в условиях летнего отдыха. Что предложить детям? Как правильно организовать? Вы же не всегда можете ответить верно – так учитесь у тех, кто уже умеет! – Е. Лисецкая, О. Степущенко, Е. Ушакова, Н. Пузанова «Детские службы летнего лагеря» (с. 224-227). Кстати, законы жизни в ДОЛ действуют, и ритуалы тоже имею очень важный смысл! Вы о них знаете? Что такое ритуал и зачем он придуман? Уверены, что сможете обойтись без него? Можете, но придется сочинять что-нибудь взамен, а зачем? Велосипед уже изобретен, и у вас итак много задач, которые нужно решать и решать успешно. Читайте – З. Лаврентьева, П. Шипунов «Педагогические смыслы линейки» (с.228-232), А. Маслов, О. Знаменщикова, П. Усков, А. Барановская «Режимные моменты, или как избежать ошибок новичку», (с. 233-239); А. Юриков «В детском лагере – другие взрослые?» (с.240-245); Ю. Аракелян «Я расту: свя смена в одном конверте» (с. 246-248); С. Степанец, Л. Бучкова «Школа интересных каникул» (с.260-267).
Самое страшное в работе с воспитанниками - быть самоуверенным, все знать и всегда быть главным. Учитесь, не бойтесь признаться в своем несовершенстве, оно не всегда необходимо. Будете интересоваться миром и мир ответит вам взаимностью. И воспитанники тоже!
Успехов в профессии и отношениях!
А. Саврасова
2009, июнь
|